В музыке существуют различные тональности, в которых для понижения 6 ступени требуются случайные знаки. Это чаще всего возникает в минорных тональностях.
Минорные тональности: В натуральном миноре 6-я ступень понижена по сравнению с параллельной мажорной тональностью. Однако в гармоническом и мелодическом миноре 6-я ступень может быть повышена или понижена в зависимости от направленности мелодии.
Гармонический минор: В этой системе 6-я ступень остается неизменной, как в натуральном миноре. Например, в ля-миноре (A minor) 6-я ступень — это фа (F). Но если бы мы играли в до-диез миноре (C# minor), 6-я ступень — это A, и для понижения к соль-диез (G#) потребуется случайный знак (натуральный).
Мелодический минор: В восходящем мелодическом миноре 6-я ступень повышается. Однако в нисходящем мелодическом миноре 6-я ступень возвращается к своему натуральному минорному состоянию. Например, в ре-миноре (D minor), восходящая 6-я ступень — си-бемоль (B♭) — становится си (B), но в нисходящем движении она возвращается к си-бемоль (B♭), и для этого потребуется случайный знак.
Пример в до-миноре (C minor): В натуральном до-миноре 6-я ступень — это ля-бемоль (A♭). В гармоническом до-миноре эта ступень остается ля-бемоль. В мелодическом миноре при восхождении 6-я ступень становится ля (A), и для возвращения к ля-бемоль при нисхождении потребуется случайный знак.
Пример в ми-миноре (E minor): В натуральном ми-миноре 6-я ступень — это до (C). В гармоническом ми-миноре 6-я ступень остается до. Но в мелодическом миноре при восхождении 6-я ступень становится до-диез (C#), и для возвращения к до при нисхождении потребуется случайный знак.
Таким образом, случайные знаки для понижения 6-й ступени в минорных тональностях чаще всего встречаются в контексте мелодического минора, где восходящая и нисходящая формы различаются.