Главные трезвучия лада, такие как тоническое (T), субдоминантовое (S) и доминантовое (D), строятся на определённых ступенях лада. Рассмотрим их более детально:
1. Тоническое трезвучие (T)
Тоническое трезвучие строится на первой ступени лада.
T53 (Тоническое трезвучие в основном виде): Это аккорд, состоящий из первой (тоника), третьей (терция) и пятой (квинта) ступени. В до мажоре это будет аккорд до-мажор (C-E-G).
T6 (Первое обращение тонического трезвучия): Терцквартаккорд, где терция становится басовой нотой. Например, в до мажоре это будет E-G-C.
T64 (Второе обращение тонического трезвучия): Квартсекстаккорд, где квинта становится басовой нотой. В до мажоре это будет G-C-E.
2. Субдоминантовое трезвучие (S)
Субдоминантовое трезвучие строится на четвёртой ступени лада.
S53 (Субдоминантовое трезвучие в основном виде): Это аккорд, состоящий из четвёртой (субдоминанта), шестой (малая или большая терция) и первой (чистая квинта) ступени. В до мажоре это будет аккорд фа-мажор (F-A-C).
S6 (Первое обращение субдоминантового трезвучия): Терцквартаккорд, где терция становится басовой нотой. В до мажоре это будет A-C-F.
S64 (Второе обращение субдоминантового трезвучия): Квартсекстаккорд, где квинта становится басовой нотой. В до мажоре это будет C-F-A.
3. Доминантовое трезвучие (D)
Доминантовое трезвучие строится на пятой ступени лада.
D53 (Доминантовое трезвучие в основном виде): Это аккорд, состоящий из пятой (доминанта), седьмой (малая терция) и второй (чистая квинта) ступени. В до мажоре это будет аккорд соль-мажор (G-B-D).
D6 (Первое обращение доминантового трезвучия): Терцквартаккорд, где терция становится басовой нотой. В до мажоре это будет B-D-G.
D64 (Второе обращение доминантового трезвучия): Квартсекстаккорд, где квинта становится басовой нотой. В до мажоре это будет D-G-B.
Обобщение
Таким образом, главные трезвучия лада и их обращения распределяются следующим образом по ступеням:
Тоническое трезвучие (T):
- Основной вид (T53): I ступень
- Первое обращение (T6): III ступень
- Второе обращение (T64): V ступень
Субдоминантовое трезвучие (S):
- Основной вид (S53): IV ступень
- Первое обращение (S6): VI ступень
- Второе обращение (S64): I ступень
Доминантовое трезвучие (D):
- Основной вид (D53): V ступень
- Первое обращение (D6): VII ступень
- Второе обращение (D64): II ступень
Каждое из этих трезвучий и их обращения играют ключевую роль в гармоническом языке музыки, создавая основу для множества музыкальных произведений.