В тональности си минор (B minor) тритоны играют важную роль, поскольку они создают напряжение и стремление к разрешению, что придаёт музыке выразительность. Тритон — это интервал, который состоит из трёх целых тонов и звучит довольно диссонирующе. В классической гармонии тритон часто встречается в форме увеличенной кварты или уменьшенной квинты.
В си миноре основные тритоны можно найти в следующих аккордах и контекстах:
Аккорд VII ступени (уменьшенный септаккорд): В си миноре VII ступень — это аккорд A#° (ля-диез уменьшенный), который включает звуки ля-диез (A#), до-диез (C#), ми (E) и соль (G). Здесь тритон находится между звуками A# и E.
Аккорд V7 ступени (доминиантсептаккорд): В си миноре доминантовый септаккорд образуется на основе звука F# (фа-диез) и включает звуки фа-диез (F#), ля-диез (A#), до-диез (C#) и ми (E). В этом аккорде тритон находится между звуками A# и E.
Аккорд II ступени (полууменьшенный септаккорд): В си миноре аккорд II ступени — это аккорд C#ø (до-диез полууменьшенный), который включает звуки до-диез (C#), ми (E), соль (G) и си (B). Тритон здесь находится между звуками C# и G.
Эти тритоны играют важную роль в разрешении аккордов и движении гармонии. Они стремятся разрешиться в более стабильные интервалы, такие как терции и квинты, что помогает создать ощущение завершенности в музыкальных фразах.
При анализе произведений в си миноре или создании музыки в этой тональности, понимание и использование тритонов может значительно обогатить гармоническую палитру.