В музыке сольфеджио представляет собой дисциплину, направленную на развитие музыкального слуха, ритма и понимания музыкальной теории. Одним из важных элементов этой дисциплины является опевание устойчивых ступеней в различных тональностях. Давайте рассмотрим, как это происходит в минорных тональностях с двумя ключевыми знаками.
Минорные тональности с двумя ключевыми знаками
Существует три минорные тональности с двумя ключевыми знаками:
- Си минор (B minor) с двумя диезами: фа# и до#.
- Соль минор (G minor) с двумя бемолями: сиb и миb.
Устойчивые ступени
Устойчивые ступени в любой тональности — это главные тонические ступени, которые создают ощущение завершенности и устойчивости. В минорных тональностях это:
- Тоника (I ступень) — основная нота, вокруг которой строится тональность.
- Медианта (III ступень) — определяет минорный характер тональности.
- Доминанта (V ступень) — создает напряжение, которое разрешается в тонику.
Опевание устойчивых ступеней
Опевание — это техника, при которой мелодия обрамляет устойчивую ступень, используя ближайшие верхние и нижние звуки. Это создает мелодическую линию, которая придает мелодии плавность и гармоническую завершенность.
Пример опевания в Си миноре (B minor)
Тоника (B):
- Верхнее опевание: до# (II ступень) → си (I ступень) → ля (VII ступень)
- Нижнее опевание: ля (VII ступень) → си (I ступень) → до# (II ступень)
Медианта (D):
- Верхнее опевание: ми (IV ступень) → ре (III ступень) → до# (II ступень)
- Нижнее опевание: до# (II ступень) → ре (III ступень) → ми (IV ступень)
Доминанта (F#):
- Верхнее опевание: соль (VI ступень) → фа# (V ступень) → ми (IV ступень)
- Нижнее опевание: ми (IV ступень) → фа# (V ступень) → соль (VI ступень)
Пример опевания в Соль миноре (G minor)
Тоника (G):
- Верхнее опевание: ля (II ступень) → соль (I ступень) → фа (VII ступень)
- Нижнее опевание: фа (VII ступень) → соль (I ступень) → ля (II ступень)
Медианта (Bb):
- Верхнее опевание: до (IV ступень) → сиb (III ступень) → ля (II ступень)
- Нижнее опевание: ля (II ступень) → сиb (III ступень) → до (IV ступень)
Доминанта (D):
- Верхнее опевание: миb (VI ступень) → ре (V ступень) → до (IV ступень)
- Нижнее опевание: до (IV ступень) → ре (V ступень) → миb (VI ступень)
Заключение
Опевание устойчивых ступеней в минорных тональностях помогает улучшить интонацию и создать более плавные мелодические линии. В минорных тональностях с двумя ключевыми знаками (Си минор и Соль минор) эта техника позволяет музыкантам глубже понять гармоническую структуру и мелодическое движение внутри тональности.