Разрешение аккордов в тональности ми минор, как гармонической, так и натуральной, связано с пониманием их функциональной роли и движения голосов в аккордах. Давайте сначала рассмотрим каждую из этих гамм и затем разберем их разрешение.
Натуральный ми минор
Натуральный ми минор (e natural minor) строится на ступенях:
- E (ми)
- F# (фа-диез)
- G (соль)
- A (ля)
- B (си)
- C (до)
- D (ре)
Аккорды, образуемые в этой гамме, имеют следующие функции:
- I (e minor): тоника
- ii° (f# diminished): субдоминанта
- III (G major): доминанта
- iv (a minor): субдоминанта
- v (b minor): доминанта
- VI (C major): субдоминанта
- VII (D major): доминанта
Разрешение:
- Тоника (E minor) стремится к стабильности. Разрешения не требуют, но часто в конце или на сильной доле.
- Субдоминанта (A minor, F# diminished) обычно переходит в доминанту или тонику.
- Доминанта (B minor, D major) переходит в тонику (E minor), создавая ощущение завершенности.
Гармонический ми минор
Гармонический ми минор (e harmonic minor) отличается от натурального повышенной седьмой ступенью:
- E (ми)
- F# (фа-диез)
- G (соль)
- A (ля)
- B (си)
- C (до)
- D# (ре-диез)
Аккорды, образуемые в этой гамме, имеют следующие функции:
- I (e minor): тоника
- ii° (f# diminished): субдоминанта
- III+ (G augmented): доминанта
- iv (a minor): субдоминанта
- V (B major): доминанта
- VI (C major): субдоминанта
- vii° (d# diminished): доминанта
Разрешение:
- Тоника (E minor) остается стабильной и завершает фразу.
- Субдоминанта (A minor, F# diminished) движется в сторону доминанты или тоники, создавая подготовку к разрешению.
- Доминанта (B major, D# diminished) разрешается в тонику (E minor), усиливая тяготение благодаря повышенной седьмой ступени (D#), которая стремится к E.
Общее разрешение
- В обеих гаммах основная роль доминанты заключается в создании напряжения, которое разрешается в тонику.
- Повышенная седьмая ступень в гармоническом миноре делает доминанту более "острой" по звучанию и сильно стремящейся к разрешению.
- В натуральном миноре разрешение менее напряженное, что может создавать более мягкую атмосферу.
Таким образом, схема разрешения аккордов в ми миноре зависит от контекста произведения и желаемого эмоционального эффекта. Гармонический минор дает больше возможностей для создания яркого контраста и напряжения, тогда как натуральный минор способствует более плавным переходам и мягкому звучанию.