Для обозначения игры по струнам на фортепиано в нотах используется несколько методов, так как фортепиано по своей природе не имеет струн, как, например, гитара или скрипка, которые можно щипать. Однако, существуют техники, которые имитируют подобный звук, и их можно записать в нотах.
Cluster (Кластер): Это техника, при которой играются несколько соседних нот одновременно. В нотах это обычно обозначается квадратной скобкой или специальной нотацией. Кластер может создавать эффект игры по струнам, когда они взаимодействуют друг с другом.
Плоская ладонь или ногти: Иногда пианисты используют плоскую ладонь или ногти, чтобы провести по клавишам, создавая звук, напоминающий игру по струнам. В нотах это может быть обозначено специальными инструкциями, такими как "Glissando" с указанием способа исполнения.
Внутренние струны фортепиано: Некоторые современные композиторы используют технику, когда пианист играет непосредственно на струнах внутри фортепиано. Это может быть щипок или проведение пальцем по струнам. В нотах это обычно обозначается специальными инструкциями, такими как "plucked strings" (щипковые струны) или "string glissando". Композитор может также добавить схемы или рисунки, чтобы более точно указать, как и где играть.
Подготовленное фортепиано: В этой технике используются различные предметы, помещенные на струны фортепиано, чтобы изменить их звук. Это может включать кусочки резины, металла или бумаги. Такие изменения также могут создавать эффект игры по струнам. В нотах это отмечается специальными указаниями, описывающими, какие предметы и где должны быть размещены.
Имитация на традиционных клавишах: Можно также использовать комбинации аккордов и арпеджио, чтобы создать иллюзию игры по струнам. Это достигается подбором определенных интервалов и гармоний, которые напоминают звучание струнных инструментов.
В каждом из этих случаев композитор обычно предоставляет специальные указания или легенду в начале партитуры, чтобы объяснить, как именно должна быть исполнена та или иная техника. Это необходимо, потому что такие техники часто выходят за рамки стандартной фортепианной нотации и требуют от пианиста особого подхода.