Тональная последовательность доминантов (ТсД) — это последовательность аккордов, в которой каждый следующий аккорд является доминантой по отношению к предыдущему. В тональности Фа мажор это достигается путем построения последовательности, где каждый аккорд является доминантсептаккордом (V7) по отношению к следующему аккорду.
Фа мажор (F): Это тональность, с которой мы начнем. Основной аккорд — Фа мажор (F), состоящий из нот: F, A, C.
С (C7): Доминантсептаккорд в Фа мажоре — это аккорд C7 (до-септ), который состоит из нот: C, E, G, Bb. Этот аккорд является доминантой для следующего аккорда.
Фа мажор (F): Поскольку ТсД в идеале возвращается к тонике, мы можем снова вернуться к Фа мажору. Однако для продолжения последовательности предположим, что мы хотим двигаться дальше.
Соль минор (Gm7): Следующий аккорд после C7 будет Gm7, который является субдоминантой в тональности Фа мажор. Ноты: G, Bb, D, F.
Ре минор (Dm7): После Gm7, можно построить Dm7 (ре минорный септаккорд), который состоит из нот: D, F, A, C.
Ля минор (Am7): Далее движемся к Am7 (ля минорный септаккорд): A, C, E, G.
Ми минор (Em7): Переходим к Em7: E, G, B, D.
Ля мажор (A7): Затем переходим к A7 (ля-септ), который является доминантой для Ре минор.
Ре минор (Dm7): Возвращаемся к Dm7, который мы уже использовали.
Соль мажор (G7): Переходим к G7, который является доминантой для До мажора.
До мажор (C7): Завершаем последовательность на C7, который возвращает нас к началу — Фа мажору.
Таким образом, мы можем создать плавную и логическую последовательность аккордов, которые будут взаимосвязаны через доминантовые отношения, создавая гармоническое напряжение и разрешение. Это метод часто используется в джазовой и классической музыке для создания интересных и сложных гармонических прогрессий.