В тональности Ре-бемоль мажор (D♭ мажор) главные трезвучия строятся на I, IV и V ступенях гаммы. Давайте разберемся, как они строятся, как выглядят их обращения, и как они разрешаются.
Главные трезвучия в Ре-бемоль мажоре:
Тоническое трезвучие (D♭ мажор)
- Основной вид: D♭ - F - A♭
- Первое обращение (секстаккорд): F - A♭ - D♭
- Второе обращение (квартсекстаккорд): A♭ - D♭ - F
Субдоминантовое трезвучие (G♭ мажор)
- Основной вид: G♭ - B♭ - D♭
- Первое обращение (секстаккорд): B♭ - D♭ - G♭
- Второе обращение (квартсекстаккорд): D♭ - G♭ - B♭
Доминантовое трезвучие (A♭ мажор)
- Основной вид: A♭ - C - E♭
- Первое обращение (секстаккорд): C - E♭ - A♭
- Второе обращение (квартсекстаккорд): E♭ - A♭ - C
Разрешения трезвучий
Разрешения трезвучий зависят от их функциональной роли в гармонической последовательности:
Тоническое трезвучие (D♭ мажор):
- Обычно не требует разрешения, так как является конечной точкой гармонического движения. Оно стабильно и завершено.
Субдоминантовое трезвучие (G♭ мажор):
- Обычно разрешается в тоническое трезвучие (D♭ мажор).
- Может также переходить в доминантовое трезвучие (A♭ мажор) в каденциях и других последовательностях.
Доминантовое трезвучие (A♭ мажор):
- Часто разрешается в тоническое трезвучие (D♭ мажор), особенно в каденциях. Это создает ощущение разрешения и завершенности.
Пример последовательности с использованием данных трезвучий:
I-IV-V-I:
- D♭ - G♭ - A♭ - D♭
- В этой последовательности сначала звучит тоническое трезвучие, затем субдоминантовое, переходящее в доминантовое, которое разрешается обратно в тонику.
I-VI-V-I:
- D♭ - B♭m - A♭ - D♭
- Здесь используется субдоминантовая функция VI ступени (B♭ минор), создающая интересное гармоническое движение к доминанте и обратно к тонике.
Таким образом, главные трезвучия и их обращения в Ре-бемоль мажоре играют ключевую роль в создании гармонической структуры и движения в музыкальных произведениях.