Для превращения натурального минора в гармонический минор нужно повысить седьмую ступень гаммы на полтона. Это изменение создаёт большее напряжение и драматизм в звучании мелодии, поскольку интервал между шестой и седьмой ступенями становится увеличенным на полтора тона (аугментированный интервал), а интервал между седьмой ступенью и тоникой (первой ступенью) — малой секундой.
Давайте рассмотрим два примера:
- Ля минор (A minor)
Натуральный минор: Ля - Си - До - Ре - Ми - Фа - Соль - Ля
Чтобы превратить его в гармонический минор, повысим седьмую ступень (Соль) на полтона:
Гармонический минор: Ля - Си - До - Ре - Ми - Фа - Соль♯ - Ля
- Ми минор (E minor)
Натуральный минор: Ми - Фа♯ - Соль - Ля - Си - До - Ре - Ми
Для преобразования в гармонический минор, повысим седьмую ступень (Ре) на полтона:
Гармонический минор: Ми - Фа♯ - Соль - Ля - Си - До - Ре♯ - Ми
Такое изменение делает гармонический минор особенно подходящим для использования в классической музыке и музыке, требующей выразительных мелодических линий и гармоний, так как повышенная седьма ступень создаёт сильное музыкальное напряжение, которое стремится разрешиться в тонике.