Первые части сонат и симфоний в классической музыке обычно пишутся в сонатной форме. Это структурная схема, используемая многими композиторами, особенно в эпоху классики, такими как Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.
Сонатная форма состоит из трех основных разделов:
Экспозиция:
- В этом разделе композитор представляет основные музыкальные темы. Обычно экспозиция включает две контрастные темы: первая тема в тонической тональности, а вторая — в доминантовой (или другой контрастной) тональности.
- После представления этих тем следует заключительная группа, завершающая экспозицию.
Разработка:
- В разработке композитор берет основные темы из экспозиции и развивает их, подвергая различным изменениям и модуляциям. Этот раздел часто характеризуется контрастами и напряжением, создаваемым через изменения тональности и тематического материала.
Реприза:
- В репризе основные темы экспозиции возвращаются, но теперь обе темы звучат в тонической тональности, чтобы создать ощущение завершенности и симметрии.
- Реприза обычно завершается кодой, которая подводит итог и завершает первую часть.
Сонатная форма предоставляет композитору гибкость и возможности для тематического развития и драматического контраста, что делает её особенно подходящей для первых частей крупных музыкальных произведений, таких как сонаты и симфонии.
Другие варианты форм, упомянутые в вопросе, менее характерны для первых частей сонат и симфоний:
а) Форма вариаций:
- В этой форме основная тема представляется в начале, а затем следует ряд вариаций на эту тему. Каждая вариация изменяет тему по-разному, но основная мелодия или гармоническая структура остаются узнаваемыми. Эта форма чаще используется в медленных частях произведений или в отдельных произведениях.
б) Трехчастная форма:
- Эта форма состоит из трех разделов: A-B-A. Первый и третий разделы представляют одну и ту же музыкальную тему, тогда как средний раздел (B) представляет контрастную тему. Трехчастная форма часто используется в ариях, менуэтах и других средних частях сонат и симфоний, но не так часто в первых частях.
Таким образом, правильный ответ на ваш вопрос: в) в сонатной форме.