Финал баллады "Лесной царь" Франца Шуберта, основанной на одноимённой поэме Иоганна Вольфганга фон Гёте, является кульминационным моментом всей композиции. Этот финал драматичен и трагичен, подчеркивающий всю тяжесть и неизбежность исхода рассказанной истории.
По сюжету, отец мчится на лошади через лес, держа на руках своего больного сына. Мальчик в бреду видит Лесного царя, который манит его к себе, обещая различные дары и развлечения. Лесной царь символизирует смерть, и его угрожающие слова внушают ребёнку ужас.
В последних строках стихотворения Гёте, которые Шуберт музыкально иллюстрирует в финале баллады, отец, не слыша и не видя Лесного царя, пытается успокоить сына, уверяя его, что всё это лишь плод его воспалённого воображения. Однако мальчик продолжает кричать в страхе, и в конце отец замечает, что сын затих.
Последние слова в стихотворении Гёте звучат так:
«В его объятиях ребёнок был мёртв».
Шуберт передаёт эту трагическую концовку через резкие гармонические изменения и драматическое ускорение темпа, что создаёт напряжённую и тревожную атмосферу. Музыка внезапно обрывается, оставляя слушателя в состоянии эмоционального шока, как и отец, обнаруживший, что его сын мёртв.
Таким образом, финал баллады "Лесной царь" у Шуберта подчёркивает неизбежность смерти и беспомощность человека перед её лицом. Музыкальные средства композитора — резкая динамика, контрасты в темпе и гармониях — усиливают ощущение трагедии и безысходности, делая концовку особенно мощной и запоминающейся.