В теории музыки термины "гармонический" и "мелодический" часто относятся к двум различным типам минорных гамм: гармоническому минору и мелодическому минору. Понижение или повышение нот в этих гаммах связано с их структурой и целью использования.
Гармонический минор:
Гармонический минор отличается от натурального минора одной изменённой нотой. В натуральном миноре ступени следуют по следующей схеме: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон (например, в ля-миноре это: A, B, C, D, E, F, G).
В гармоническом миноре седьмая ступень повышается на полутон. Это делается для создания более сильного тяготения к тонике при построении аккордов, особенно доминантсептаккорда. Для ля-минора гармоническая гамма будет выглядеть так: A, B, C, D, E, F, G♯. Повышение G до G♯ создаёт характерный интервал в полтора тона между шестой и седьмой ступенями (F и G♯), что придает гамме восточный колорит.
Мелодический минор:
Мелодический минор отличается тем, что его структура различается при движении вверх и вниз.
В восходящем движении: Шестая и седьмая ступени повышаются. Это делается для сглаживания мелодических линий и предотвращения большого интервала, который возникает в гармоническом миноре. Для ля-минора восходящий мелодический минор будет: A, B, C, D, E, F♯, G♯.
В нисходящем движении: Гамма возвращается к натуральному минору. То есть, шестая и седьмая ступени понижаются обратно. Для ля-минора это будет: A, B, C, D, E, F, G.
Таким образом, в гармоническом миноре повышается только седьмая ступень, а в мелодическом миноре при движении вверх повышаются шестая и седьмая ступени, которые возвращаются в исходное положение при движении вниз. Эти изменения помогают композиторам и исполнителям создавать различные эмоциональные эффекты и текстуры в музыке.