В симфонической сюите "Шехеразада", написанной Н. А. Римским-Корсаковым в 1888 году, композитор использует различные эпизоды из сборника арабских сказок "Тысяча и одна ночь". Эти эпизоды он не воспроизводит буквально, а скорее создает музыкальные образы, вдохновленные общей атмосферой и характером рассказов.
Первый эпизод: "Море и Синдбадов корабль" - Эта часть открывается мощной темой, представляющей султана Шахрияра, а затем плавно переходит в нежную мелодию скрипки, символизирующую Шехеразаду. Музыка затем переносит нас на волны моря, где звучат различные эпизоды приключений Синдбада-морехода. Перемены в оркестровке и динамике создают ощущение морского путешествия и опасных приключений.
Второй эпизод: "История царевича Календера" - В этой части звучат восточные мотивы, которые передают экзотическую атмосферу и напряженность приключений царевича Календера. Музыка здесь более ритмичная и насыщенная, с использованием ударных инструментов и струнных, создающих ощущение странствий и испытаний.
Третий эпизод: "Молодой принц и принцесса" - Здесь Римский-Корсаков рисует музыкальные портреты принца и принцессы. Мелодия становится более лиричной и романтической, передавая чувства и эмоции молодых героев. Композитор использует светлые и мягкие тембры, чтобы подчеркнуть нежность и красоту их любви.
Четвертый эпизод: "Праздник в Багдаде. Море. Корабль разбивается о скалу, увенчанную бронзовым всадником" - Финальная часть объединяет несколько событий: шумный и яркий праздник в Багдаде, возвращение к морской теме и драматическое крушение корабля. Музыка становится более напряженной и драматичной, с резкими контрастами и динамическими всплесками, передавая всю опасность и трагизм происходящего.
Римский-Корсаков мастерски использует оркестровые краски, чтобы создать живописные музыкальные картины, вдохновленные "Тысячей и одной ночью". Его "Шехеразада" не только передает сюжеты сказок, но и погружает слушателя в волшебный мир Востока через богатую мелодику и сложные оркестровые фактуры.