В тональности до мажор аккорды D9 и D7 являются доминантсептаккордами с добавлением девятой ступени, которые обычно разрешаются в тонику — аккорд C мажор.
Разрешение D7 (D доминантсептаккорд)
Аккорд D7 состоит из следующих звуков: ре (D), фа-диез (F#), ля (A) и до (C). Это стандартный доминантсептаккорд, который разрешается следующим образом:
- Фа-диез (F#) — как ведущий тон, стремится разрешиться вверх к соль (G).
- До (C) — как септима, обычно разрешается вниз к си (B).
- Ля (A) — пятая ступень аккорда, она может остаться на месте или разрешиться вниз к соль (G).
- Ре (D) — основная нота, может разрешиться в до (C).
Таким образом, разрешение D7 в C мажор может выглядеть так:
- Ре (D) → До (C)
- Фа-диез (F#) → Соль (G)
- Ля (A) → Соль (G) или остается на месте
- До (C) → Си (B)
Разрешение D9 (D доминантнонный аккорд с девятой)
Аккорд D9 включает в себя дополнительные ноты: ре (D), фа-диез (F#), ля (A), до (C) и ми (E). Девятая (E) добавляет дополнительное напряжение и звучание. Разрешение этого аккорда в C мажор может выглядеть следующим образом:
- Фа-диез (F#) — разрешается вверх к соль (G).
- До (C) — разрешается вниз к си (B).
- Ля (A) — разрешается вниз к соль (G) или остается на месте.
- Ми (E) — как девятая, обычно разрешается вниз в ре (D) или остается на месте.
- Ре (D) — разрешается в до (C).
Таким образом, разрешение D9 в C мажор может выглядеть так:
- Ре (D) → До (C)
- Фа-диез (F#) → Соль (G)
- Ля (A) → Соль (G) или остается на месте
- До (C) → Си (B)
- Ми (E) → Ре (D) или остается
В обоих случаях, разрешение доминантных аккордов в тонику создает ощущение завершенности и устойчивости, что и является основной целью использования доминантных аккордов в традиционной гармонии.