Построение тритонов в различных минорных тональностях, таких как соль минор, фа-диез минор и до минор, требует понимания гармонического минора. В этом контексте тритоны часто используются для создания напряжения и разрешения, особенно в аккордах доминантового седьмого.
Соль минор
Гармонический соль минор строится на основе гаммы: G, A, B♭, C, D, E♭, F♯, G. Характерная особенность гармонического минора — повышенная седьмая ступень. В данном случае это F♯.
Тритон внутри доминантового аккорда (D7): Основной доминантовый аккорд в соль миноре — это аккорд D7, который состоит из нот D, F♯, A и C. Тритон здесь образуется между нотами F♯ и C.
Дополнительные тритоны:
- Можно построить тритон между B♭ и E♮ (повышенная шестая ступень, если используется в некоторых контекстах).
Фа-диез минор
Гармонический фа-диез минор строится на основе гаммы: F♯, G♯, A, B, C♯, D, E♯, F♯. Здесь повышенная седьмая ступень — это E♯.
Тритон внутри доминантового аккорда (C♯7): Основной аккорд C♯7 в этой тональности состоит из нот C♯, E♯, G♯ и B. Тритон образуется между нотами E♯ и B.
Дополнительные тритоны:
- Можно также рассмотреть тритон между A и D♯ (повышенная четвёртая ступень, если она используется).
До минор
Гармонический до минор строится на основе гаммы: C, D, E♭, F, G, A♭, B, C. Повышенная седьмая ступень здесь — это B.
Тритон внутри доминантового аккорда (G7): Основной аккорд G7 в до миноре содержит ноты G, B, D и F. Тритон формируется между нотами B и F.
Дополнительные тритоны:
- Можно также построить тритон между E♭ и A (повышенная четвёртая ступень, если она используется).
Общие замечания
- Функция тритона: В гармоническом миноре тритоны играют ключевую роль в создании напряжённости, которая затем разрешается. Они часто встречаются в доминантовых аккордах, которые разрешаются в тонические аккорды.
- Использование тритонов: Тритоны могут быть использованы как часть модуляции или для создания более сложных гармоний в пределах одной тональности.
Понимание тритонов в контексте гармонического минора позволяет композиторам и музыкантам создавать более выразительные и сложные музыкальные произведения.