Доминантсептаккорд D7 (ре-септаккорд) играет ключевую роль в гармонической структуре музыкальных произведений, особенно когда речь идет о модуляциях и разрешениях в различных тональностях. В данном случае мы рассматриваем D7 в контексте фа минорной тональности.
Структура D7
Основной состав D7 аккорда:
- Основной тон: Ре (D)
- Большая терция: Фа-диез (F#)
- Квинта: Ля (A)
- Малая септима: До (C)
Обращения D7
Обращения аккордов представляют собой перестановки, при которых различные ноты аккорда находятся в басу:
Первое обращение (D7/F#):
- Фа-диез (F#) в басу.
- Структура: F# - A - C - D.
Второе обращение (D7/A):
- Ля (A) в басу.
- Структура: A - C - D - F#.
Третье обращение (D7/C):
- До (C) в басу.
- Структура: C - D - F# - A.
Разрешение D7 в фа минор
В фа миноре D7 выполняет функцию доминантсептаккорда, который традиционно разрешается в тонику — аккорд фа минор (Fm). Разрешение происходит следующим образом:
- D7 → Fm:
- Ре (D) ведется вниз на до (C).
- Фа-диез (F#) ведется вверх на соль (G) или вниз на фа (F) в зависимости от голосоведения.
- Ля (A) разрешается в ля-бемоль (Ab).
- До (C) разрешается в до (C) или ми-бемоль (Eb) в зависимости от контекста.
Практическое использование
Каденция: D7 обычно предшествует тоническому аккорду в каденциях (например, совершенной каденции) для создания напряжения и последующего разрешения.
Гармоническое обогащение: Использование обращений D7 позволяет создать более разнообразное гармоническое звучание и улучшить голосоведение в произведении.
Модуляции: D7 может использоваться для модуляции в другие тональности, что позволяет композитору плавно переходить из фа минор в, например, си-бемоль мажор или другие связанные тональности.
Таким образом, D7 и его обращения в контексте фа минорной тональности являются важными инструментами для создания гармонического напряжения и его разрешения, что обогащает музыкальную ткань произведения.