Невмы, или невматическая нотация, являются одной из самых ранних форм музыкальной записи, которую использовали в средние века для обозначения церковного пения, особенно в рамках западно-европейской христианской литургии. Эта система зародилась примерно в IX веке и широко использовалась до XII века, когда начала постепенно уступать место более совершенным методам нотации.
Невмы не были полной музыкальной нотацией в том смысле, в каком мы привыкли понимать ноты сегодня. Они не указывали точные высоты звуков или их продолжительность в строгом смысле. Вместо этого, невмы подсказывали относительные изменения в высоте звука. Это означает, что певцам нужно было знать мелодию заранее, а невмы служили скорее напоминанием о мелодическом контуре песнопения, которое они исполняли.
Существовало несколько типов невматических знаков, каждый из которых имел своё значение. Например, одни знаки могли указывать на подъём, другие — на спуск голоса, третьи — на удержание ноты. Различные школы и регионы могли использовать свои варианты невм, что иногда затрудняло обмен музыкальными практиками между различными церковными центрами.
Важно отметить, что исполнение музыки в те времена было очень связано с устной традицией, и музыкальные произведения передавались из поколения в поколение в форме наследуемых исполнительских практик. Невмы же помогали сохранять единообразие исполнения, что было особенно важно для церковных служб, где каждый звук и интонация имели своё символическое и теологическое значение.
С развитием музыкальной практики и появлением более точных способов нотации, таких как квадратная нотация, невмы постепенно вышли из употребления, но они оставили значительный след в истории музыкального искусства и до сих пор изучаются как важный элемент средневековой музыкальной культуры.