Основной конфликт оперы "Жизнь за царя" (изначально названная "Иван Сусанин") Михаила Ивановича Глинки заключается в противостоянии русского народа иностранным интервентам, стремящимся захватить российский трон после смерти царя. Конфликт раскрывается уже с первого акта, когда становится известно о намерении поляков убить молодого царя Михаила Романова. Основное же действие разворачивается в третьем акте, где Иван Сусанин жертвует своей жизнью, вводя врагов в заблуждение и ведя их в глубокий лес, чтобы спасти царя.
Опера "Жизнь за царя" заканчивается торжественно, несмотря на гибель Ивана Сусанина, потому что его самопожертвование и гибель изображены как героический акт, который спас Россию и её будущего правителя. Это подчёркивается в финале хором и торжественным маршем, символизирующим победу русского народа и его способность защищать свою родину. Таким образом, гибель главного героя становится символом национального единства и патриотизма.
Михаил Иванович Глинка — основоположник русской классической музыки, и его творчество не ограничивается только оперой "Жизнь за царя". Среди других известных произведений Глинки:
- Опера "Руслан и Людмила", основанная на поэме Александра Пушкина;
- "Камаринская", фантазия на темы русской народной песни;
- "Ноктюрн" в Es-dur для фортепиано;
- "Вальс-фантазия" для оркестра;
- "Гранд септет" для скрипок, виолы, виолончели, контрабаса, фортепиано, флейты и гобоя.
Эти произведения демонстрируют широту и разнообразие музыкального таланта Глинки, его способность работать как с вокальными, так и с инструментальными жанрами.